Учитель и составляющие его успеха

16.08.2016

У большинства из нас на вопрос 
«Был ли в Вашей жизни любимый учитель?»
находится свой пример, в котором с улыбкой и благодарностью описывается замечательный человек.

Из огромного количества встречающихся на жизненном пути воспитателей, учителей, преподавателей, тренеров выделяется от одного до пяти профессионалов своего дела. А все остальные - либо не произвели впечатления, либо оставили негативный осадок.

Если провести некоторый подсчет, то в процессе обучения и развития, начиная с детского сада и дойдя до магистратуры (резидентуры, докторантуры), человек получает знания, формирует умения и приобретает навыки, общаясь с достаточно большим количеством педагогов (от 20-ти до 50-ти), в зависимости от продолжительности обучения и других факторов. И только 10-20% из них оставили положительный и яркий след.

Данный материал будет полезен как той части молодежи,
которая намерена связать свою жизнь с профессией учителя,
так и родителям школьников, заинтересованным в качестве обучения своих детей.

  • Какие профессиональные и личностные качества являются ценными для педагога?
  • Что может травмировать детей?
  • Ожидания родителей.

Это основные вопросы, посредством которых можно будет глубже понять все, что связано с профессией педагога.

Знание предмета

Какой бы деятельностью ни занимался человек, знать ее содержание на уровне сформировавшегося профессионала – это важное условие. Если учащиеся начальной школы в силу своего возраста не могут определить уровень компетентности педагога, то, начиная со среднего звена, именно высокий уровень знаний своего предмета – главная составляющая для формирования авторитета. Это одна сторона вопроса.

Вторая – связана с тем, насколько учителю дано передавать свои знания и какие методы он использует. Современные технические средства - проектор, интерактивная доска - позволяют достаточно красочно и интересно преподносить материал. Но они никогда не заменят яркую, насыщенную примерами речь педагога.

Особенности речи

Детям важно не только то, что говорит учитель, то есть вербальная составляющая речи, но и то, как он говорит - то есть паравербальная составляющая.К ней относятся:

  • тембр голоса,
  • темп речи,
  • дикция,
  • громкость голоса,
  • выразительность, интонации,
  • паузы.

Из всех приведенных выше индикаторов особенно «страдает» один. Он связан с темпом речи. Школьники отмечают: когда учитель рассказывает материал быстро, они не успевают его понять. От быстрого темпа речи теряется дикция и может отсутствовать выразительность. Паузы нужны для того, чтобы дать возможность детям переработать информацию и задать уточняющие вопросы.

По мнению обучающихся, не все педагоги приветствуют, когда дети задают вопросы. Таким образом, они блокируют принцип обратной связи и лишают детей возможности получить материал в полном объеме. Комплекс обратиться с вопросом куда-либо, который имеется у взрослых людей, берет свои истоки в детстве.

Что касается эмоциональной составляющей речи, то строгие и пониженные тона голоса препятствуют восприятию информации, а живость и яркость располагают к ней.

Уровень коммуникации

Суметь привлечь внимание детей и удержать его – это искусство. Умение управлять дисциплиной в классе и наблюдение за тем, как слушают и слышат учителя ученики – неотъемлемые части учебного процесса.

Невербальная сторона общения:

  • взгляд,
  • контакт глаз,
  • поза, в которой находится человек,
  • осанка

– это индикаторы, по которым у учителя есть возможность понять, интересно ли он преподносит материал и все ли дети его понимают.

Контакт с детьми не может ограничиваться только учебным процессом.
Особенно это касается деятельности классного руководителя.

Всем известно, что дети приходят в школу со своим набором способностей, знаний, умений и навыков. Безусловно, выделяются те, чей уровень выше. Именно эти дети у большинства педагогов попадают в зону особого внимания и отношения. Это профессиональный интерес. Таких учеников может быть от 10 до 30%.

А что делать учителю с 70-90% детей, чей уровень не соответствует требованиям программы и представлению педагога?

  • В первую очередь, их нужно принять с тем потенциалом, который имеется.
  • Во-вторых, понять, что какие-то факторы повлияли на развитие ребенка и вины его в этом нет.
  • Родители школьников, чьи результаты ограничиваются, в большей части, оценкой «три», говорят о том, что в общении с учителем они слышат только замечания и нарекания в адрес ребенка. Из этого вывод: педагогу, изучая детей класса, очень важно найти в каждом ученике то, в чем он хоть немного, но способен. Порой достаточно одной доброй фразы, и у ребенка может появиться вера в себя. Равно как и то, что можно одним словом ранить и сформировать комплекс.

    Знание основ возрастной и семейной психологии

    Если педагог будет владеть знаниями, связанными с особенностями работы психики в разных возрастных периодах, то и понимание поведения детей будет выстраиваться с профессиональной точки зрения.

    Не менее важным является и то, что на настроение детей влияет семейная ситуация. Подавленный и грустный ребенок, злой и агрессивный ученик – это следствие взаимоотношений в семье. Подобные сигналы не стоит игнорировать.

    Свои наблюдения нужно обсуждать с родителями ребенка лично. Один нюанс: не должно быть «свидетелей», то есть других родителей и учеников. Соблюдение личных границ и морально-этических норм – показатель как профессионального подхода, так и проявление человечности.

    За годы педагогической деятельности учитель оставляет впечатление о себе сотням и тысячам детей. Каким оно будет? Зависит, исключительно, от него!

    Источник

     
    Подписка на блог Секреты МАДАМ

    Подписаться на новые статьи!

      

    Оставьте комментарий к этой записи ↓

    * Обязательные для заполнения поля
    Внимание: все отзывы проходят модерацию.