Ребенок растет: правила игры

05.04.2017

"Вы все балуетесь!
Прекратите немедленно!
Лучше бы порисовали или почитали!"

Вы слышали такие слова от взрослых, когда сами были детьми?

Теперь, став взрослыми, повторяете их своему ребенку?

Потому что не понимаете, зачем стул лежит на полу, на него намотан мамин шарф, а ребенок ходит с поварешкой за поясом и кричит басом непонятное "Лево руля!". А его приятели противно свистят и качаются из стороны в сторону. Ужас! Беспорядок! Глупости и кривлянье! Немедленно остановить и рассадить всех по углам. Каждому - планшет в руки, и чтобы было тихо. Пусть там, на планшете, найдут себе что-нибудь обучающее - и развиваются, развиваются...

Стоп, дорогие мама, папа, бабушка и дедушка! Как раз сейчас вы сами и остановили естественное развитие вашего дитяти (заодно и его
товарищей). Потому как не обучалка-развивалка, а именно игра, с придуманными правилами, с ролями и сюжетом, с выдуманной действительностью, с подручными предметами, наделенными особыми качествами, является ведущим типом деятельности и залогом правильного возрастного развития дошкольника

  • Как освоить мир ребенку, который видит его лишь на экране планшета и из окна автомобиля, когда его возят в школу развития?
  • Как он научится взаимодействовать с людьми, общаться с ровесниками, усвоит правила и сможет сам регулировать свое поведение, воспитает волю?

Это вопросы для тех родителей, чьи детки сидят дома с мамой и бабушкой, в садик не ходят.

Педагоги и психологи сегодня всерьез озабочены:
современным детям не хватает игры.

Родители не воспринимают всерьез важность свободной и совместной детской игры для ребенка. Наблюдение за чужой игрой на экране без имитации ее в реальности, без собственной фантазии с развитием сюжета ничему не научит. 

  • Нет фантазии - нет креативности,
  • нет правил - нет регуляции норм,
  • нет общения - нет коммуникации,
  • нет поступков - нет самостоятельности,
  • нет ролей - нет морали. 

Кажется, вы хотите воспитать счастливого лидера - где? На дому?
Дайте ребенку возможность проявить себя в игре.

Современный ребенок и так уже лишен самостоятельности - вы нигде не встретите разновозрастной ватаги детей, свободно бегающей по двору. Такая картинка осталась разве что в детских воспоминаниях бабушек.

Современный ребенок жестко контролируем - его распорядок дня и наполнение
расписания целиком зависят от идей родителей.

Современный ребенок руководим - его постоянно организует кто-то взрослый: родители, воспитатели, тренеры, аниматоры, бэби-ситтеры.

Чтобы объяснить, убедить в том, как важна игра для развития ребенка, давайте вместе посмотрим, как постепенно, по этапам, с взрослением мальчика и девочки меняется детская игра. Увидим, что она дает ребенку, какие важные человеческие качества и социальные компетенции приобретает маленький человек в игре, чтобы вырасти в большого успешного человека.

Внимание: игра!

Когда вы приходите на новое место работы, знакомитесь с семьей мужа (жены), приезжаете на отдых - вы узнаете правила:
что здесь принято и как, что запрещено, что допустимо, но не одобряется.

Зачем вы это делаете?
Сначала - для того, чтобы войти в новую среду,
потом - чтобы, адаптировавшись, проявить себя.

Конечно, можно ничего не делать.
Просто прийти и заявить: вот он, я, нате - сами со мной считайтесь.
И вы наверняка знаете подобных людей. И как с ними? Комфортно?

Пример из взрослой жизни легко перенести в мир детский. Только там всерьез идет игра. По своим правилам. Первоначальное незнание которых поправимо. А вот дальнейшее несоблюдение чревато исключением из игры, отвержением и изоляцией. Это больно.

Чтобы понять, как развивается детская игра в зависимости от возраста ребенка, чтобы суметь помочь, подсказать своему сыну или дочке, что нужно сделать, чтобы научиться играть со сверстниками - давайте проследим игру как историю, так сказать, в категориях исторического развития общества.

Этап первый: Общинно-родовой строй

Возраст: до 2,5 лет.
Знаменитая палка-копалка.

Предметно-действенный способ игры. Можно причесаться ложкой, можно вытереть пол плюшевым мишкой. Главное - освоение действия.

Затем происходит качественный скачок: всех кормим ложкой, мишку укладываем спать, складываем пирамидку и сверху на нее мячик не пристраиваем - уже проверено: упадет. Ребенок освоил: мишка - спать, ложка - есть, не наоборот. На этом этапе для малыша важен взрослый. С ровесником он играть вместе не умеет, разве что подражать друг другу в гримасах, беготне и крике.

Этап второй: Рабовладение

Возраст: младший дошкольный, 2,5-4 года.
"Рабовладелец" - взрослый, ребенок повторяет действия, связанные с функциями человека в обществе.

Набор: что делает мама - повторение типичных ролевых действий. Кормить, одевать, качать, стирать.
Набор: продавец - выкладывать товар, взвешивать, упаковывать, манипуляции с чеком-деньгами-сдачей.

Этот этап предметно-манипулятивный, уже несет в себе начало сюжетно-ролевой игры, но пока еще ребенку не очень интересны сверстники, он не ищет партнеров для игры.

Этап третий: Феодализм

Возраст: средний дошкольный, 3,5-5 лет.
Здесь уже за основу игры берется жизненный или сказочный сюжет, игра становится действительно сюжетно-ролевой.

Ребенка интересуют не только функции человека, скажем, доктора, способы осуществления этих функций (ставить градусник, слушать стетоскопом, выписывать рецепт), но и правила взаимоотношений - как ведет себя и что говорит доктор, как ведет себя, что говорит и делает пациент.

На роль пациента требуется товарищ. Игра уже нуждается в партнере-ровеснике. Но роли в игре открыты - четко не определены, а правила - скрыты, вместе дети о них не договариваются, еще не умеют. При этом если кто-то из них, в понимании другого, выполняет роль неправильно - происходит ссора. Как в феодальном строе: мои правила - твое подчинение.

Этап четвертый: Капитализм

Возраст: старший дошкольный, 5-7 лет.
Сюжетно-ролевая игра с правилами.

Содержанием такой игры является усвоение норм и правил. Самое главное - играть по правилам, о которых заранее договорились. Ровесники как участники игры очень важны, их может быть уже не 1-2, а 8-10 человек. Если кто-то отказывается выполнять правила - его удаляют из игры немедленно.

Что происходит важного для ребенка? В этой игре он учится саморегуляции, способности подчинить свои желания договоренности, ограничить себя ради взаимодействия с другими в общем деле. Это первая форма волевого поведения - поступок. Собственно, вполне себе капитализм: договорные отношения и их исполнение или срыв обязательств.

Этап пятый: Социализм

Возраст: тоже старший дошкольный, 5-7 лет.
Да-да, два вида сюжетно-ролевой игры идут одновременно, как существование двух социальных устройств в мире.

Только здесь уже игра-драматизация, важен мир фантазии, выдуманная реальность, которую ребенок способен отделить и отличить от подлинной, увидеть два слоя: как будто - и на самом деле. Свои собственные сюжеты игры отталкиваются от сказочных героев, правила могут видоизменяться по ходу развития сюжета, но по общей договоренности. Русалочке разрешат иметь ноги, а Бабе-Яге быть доброй - все это быстро впишут в игровую условность.

Конфликты здесь у детей происходят уже не из-за соблюдения правил, а из-за выбора ролей: все хотят быть сильными, добрыми, красивыми. Потому что в этих играх герои - это носители норм морально-эстетических. В такой игре ребенок развивает умение гибко общаться, договариваться, учитывать чужие суждения и чувства, а также приобретает навыки морали.

Понятия о добре и зле, вреде и пользе, успехе и провале из абстракций путем отыгрывания, проживания интроецируются, то есть присваиваются, становятся его собственными. Такая игра может быть длительной, не один день, развернутой, с перерывами на обед, сон. В нее могут быть включены человек десять, они помнят вчерашний ход развития сюжета, повороты истории и готовы продолжать. Игра сама по себе не обрывается неожиданно, она имеет логический конец, вполне понятный и ожидаемый ее участниками.

Источник

 
Подписка на блог Секреты МАДАМ

Подписаться на новые статьи!

  

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.