Что в каком возрасте воспитываем у ребенка?

08.01.2017

В вопросах воспитания детей очень важно понимание возрастных особенностей детской психики, чтобы учитывать важные моменты, которые помогают человеку взрослеть.

Интересно, что многие общества и народы понимали процессы развития детей. Так, например, в русской традиции это озвучено в поговорке «воспитывать надо, кока ребёнок поперек лавки лежит»; в традиционных системах воспитания Японии, Грузии, многих восточных стран до 5 лет детей баловали, нежили - а с 5 лет наступал «суровый» период служения. В славянской традиции с возраста 7-9 лет начинался период отрочества, который призывал вчерашнее дитя к отречению от инфантильного беспечного существования, к приобретению навыков взрослой жизни, к ответственному отношению к своим поступкам.

В России вплоть до 30-х годов двадцатого века развивалось научное направление, объединяющее психологию и педагогику. Однако в связи с противоречиями с идеологией марксизма-ленинизма, наряду с генетикой и кибернетикой, оно было запрещено в официальной науке и изгнано из широкой практики в школьной и дошкольной системе образования и воспитания. Это направление подарило миру много ценных пониманий и идей, которые до сих пор используются психологами всего мира. На основе этих разработок построено много современных успешных направлений в психологии детского развития.

Исследуя тему воспитания детей, я ознакомилась с материалами многих российских и зарубежных исследователей. Одним из открытий для меня стали работы русского священнослужителя Анатолия Гармаева, опирающегося на работы российских психологов начала 20 века, нравственную психологию.

Противоречия его с церковными служителями, с одной стороны, и сложное отношение к нему официальной науки, с другой, мешают распространению глубинных идей, изложенных в его книгах. Не совсем обычная терминология, некоторое увлечение патриархальными идеями не позволяют многим читателям понять те важные моменты, которые имеются в его работах и очень важны в выстраивании стратегии воспитания детей. Считаю, эти вещи должны быть известны современным родителям, а также специалистам в воспитании и обучении подрастающего поколения – психологам, воспитателям, учителям...

Постараюсь изложить его основные мысли, сопоставляя с другими направлениями возрастной психологии. Надеюсь, что это поможет читателям статьи вооружиться терпением, почитать работы Гармаева и взять на вооружение ценные идеи для понимания детского развития. Конечно, в той мере, в которой они приемлемы для каждого :)))

Начнем с …нет, не с рождения. Еще в период внутриутробного развития закладывается то, что священнослужитель Гармаев называет духовными силами ребенка.

Откуда они берутся? Конечно от мамы.
Именно её состояние обуславливает то, насколько по-человечески сильным, человеколюбивым, доброжелательным и открытым миру родится новый человек.

Пренатальная психология объясняет это тем, что состояние мамы, её гормональный фон передаётся через околоплодные воды ребёнку. После рождения он подсознательно стремится к привычному эмоциональному состоянию… (наши эмоции подключают выработку определенных гормонов). Таким образом, если мама злилась, боялась, обижалась, то и малышу будет это привычно. А привычка – это очень сильная вещь! Чтобы преодолеть её – надо постараться. И на это порой всей жизни не хватает.

После рождения и до 3-х лет ребенок, как губка, впитывает/запечатлевает те сценарии поведения, чувств, отношений, которые наблюдает вокруг себя. Прежде всего то, что демонстрируют мама, папа и другие ближайшие люди. Чем разнообразнее то, что ребенок видит, тем богаче станет его копилка, из которой в дальнейшем он будет доставать руководства к действию в различных ситуациях.

Поэтому важно малышу общаться с обоими родителями в разных ситуациях, а если есть ещё и братишки-сестрички, тети-дяди, бабушки-дедушки – то и вовсе хорошо. И чтобы наблюдал не только в моменты досуга, но и во время дачных работ, например. Хорошо бы посмотреть, как папа ремонтирует мебель и меняет лампочку :)) Такое многообразие поможет малышу в его жизни.

С 3-х до 5 лет – время игры. Простая предметная деятельность постепенно формируется в сюжетно-ролевую игру. «Дочки-матери», «гуси-лебеди», «казаки-разбойники»... Это игры прежних поколений, когда дети передавали друг другу многообразие своих личных научений. Сейчас в садиках детей специально обучают игре, так как в семьях дети не научаются, играть не с кем. Родителям не до игры, вот и предоставлен ребенок сам себе и какому-нибудь гаджету. Сидит, смотрит мульти-зомби… Учится :((( Гармаев называет этот период – временем запечатления взрослых смыслов жизни.

После 5 и до 7 лет у ребенка наступает очень ответственный период, когда родители приобщают его к трудовым действиям по необходимости (по нужде). Надо убирать комнату, постель заправлять, ухаживать за одеждой, выносить мусор. Очень много посильной работы, к которой ребенок стремится вначале из желания подражать взрослым, помочь им.

Если мама-папа в этот период не используют естественную тягу ребенка к трудовой деятельности, не приучат его выполнять работу по необходимости, потом  всю жизнь человек будет заставлять себя делать то, что надо. Так не хочется выносить мусор, убираться, прикручивать карниз… А всё потому, что в возрасте 5-7 лет не создалась привычка к такой работе.

Мы охотно делаем то, что нам нравится, выполняем работу по способностям (по терминологии Гармаева), но не можем найти сил сделать то, что нам не интересно. Вот именно поэтому данный период в воспитательной культуре Японии и Грузии является периодом «слуги» или даже «раба». 

Девочки в этот период приобщаются к домашнему хозяйству, к рукоделию. Мальчики начинают чувствовать свою принадлежность к мужскому полу и охотно стремятся к выполнению мужской работы. Только многие ли родители и воспитатели предоставляют им эту возможность? А позже, когда потребность ребенка в данном труде затухает, начинают обижаться на подросшего бездельника и портить с ним отношения.

7-10 лет. Ребенок идет в школу. И, конечно, его естественная природная возрастная потребность – получать знания. И ещё одно удивительное свойство именно в этом периоде жизни помогает ему – стремление к получению знаний от учителя. Гармаев говорит про учебную деятельность как внешний план развития в этом возрасте. На внутреннем плане активируется потребность ребенка в ученичестве<

Очень важна роль первой учительницы. В некоторых странах подготовка учителя начальных классов продолжается гораздо дольше, чем учителей-предметников, так как многие люди понимают значение в жизни человека его первого учителя. Из истории известно, что многие общества отдавали детей в обучение сначала старикам, умудренным жизненным опытом, а затем уже сильным воинам.

В возрасте 10-12 лет у ребенка на внешнем плане происходит развитие его способностей. На внутреннем – происходит усвоение трудового действия под руководством взрослого. И это трудовое действие может формироваться в двух формах. Гармаев, вслед за теми, кто в начале 20 века исследовал эту тему, называет эти формы ложным и истинным трудовым действием.

  • Ложное трудовое действие начинается с планов, мечты; по окончанию исполнителя ждёт похвала, награда, успех.
  • Истинное возникает в ответ на необходимость (отклик на нужду). По завершении действия возникает чувство благодарности не столько от того, чью нужду/необходимость выполнил ребенок, сколько его собственная благодарность взрослому, который позволил ему сделать работу.

Тут стоит напомнить, что в данном возрасте ребенок очень стремится к взрослению. И это простое понимание позволяет нам, взрослым, дать импульс к развитию в наших детях высоконравственного отношения к труду.

На этом взросление ребенка, конечно, не заканчивается. На следующем этапе развития – пубертат – продолжается формирование истинно человеческого отношения подростка к происходящему в его жизни. Формирование высоконравственного, ответственного Человека.

Но детские годы – самые важные.
Поэтому родители могут и должны иметь понимание возрастных особенностей воспитания. В наше время психология наработала много направлений, методов, техник работы с детьми. Стало понятным и доступным понимание индивидуальных особенностей людей. Возможно теперь и раннее  определение психотипа  и соответствующих направлений развития, оптимальных для данного ребенка.

Разобраться во всем этом можно и нужно, а мы, психологи, призваны помочь вам в этом.
И мы это выполним с удовольствием!

Источник

 
Подписка на блог Секреты МАДАМ

Подписаться на новые статьи!

  

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.