Искусство и психотерапия

17.07.2016

И чувства добрые я лирой пробуждал.
( А Пушкин)

Что заставляет переживать, когда мы смотрим хороший фильм, читаем роман, слушаем музыку?

Чужая жизнь, непохожесть, другая страна, менталитет, время... но что-то вдруг откликается в душе, когда читаешь Булгакова или слушаешь Вагнера.

Образы общечеловеческих ценностей и страданий универсальны. Любовь, радость, доброта, боль, горе, печаль не имеют национальности.

Искусство проникнуто образами. Самый простой и понятный путь к образному восприятию действительности - метафора. Она воспринимается не так, как логическое послание. Она рождает образ, который помогает осмыслить сложные вещи, используя опыт сравнения.

Силы эти лишь на первый взгляд кажутся пагубными,
а на деле они учат тебя, как найти Свою Стезю.
Они укрепляют твой дух и закаляют волю,
ибо в мире нашем есть одна великая истина:
кем бы ты ни был, чего бы ни хотел,
но если чего-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь,
ибо это желание родилось в душе Вселенной.
Это твое предназначение на Земле. (П. Коэльо)

С позиции рационального мышления это просто набор слов. Но мы понимаем, что за этим целая программа. Странное переплетение логики и образов будит воображение. Метафора рождает в сознании символ, который опирается на бессознательное, осуществляя связь между логикой, с одной стороны, и образами - с другой, открывая новое видение.

Музыкальные метафоры сказочного сюжета про Кощея бессмертного из балета И. Стравинского "Жар птица", причудливо переплетаясь и трансформируясь, показывает борьбу добра и зла. Дальности повсюду: свет и тень, жара и холод... Калейдоскоп эмоций порой уносит от сюжета куда-то в потаенные уголки собственной души.

Вслушайтесь в нарастающий ритм "Болеро" Равеля.

Музыка выбирается из глубины, нащупывая пространство. Может быть, это стройные ряды воинов, готовых все уничтожить на своем пути. Или это волна. Она все шире и выше... Стальные ноты команды выстраивают все вокруг в соответствии с задаваемым ритмом. Абсолютное зло? Нет, это гармония.

Стальная лавина не оставляет шансов на спасение. Она растворяет, но наполняет своей силой, оглушая тишиной после мощного финала. Так соприкасаешься с другой реальностью, которая позволяет понять, что человек лишь часть большого прекрасного мира и поблагодарить жизнь волшебный миг инсайда.

Когда А. Шнитке писал первый концерт для виолончели с оркестром, он пережил инфаркт. Потом, когда вернулся, написал потрясающую по своему эмоциональному воздействию четвертую часть. Он считал ее лучшим из того, что написал. Возможная смерть отбрасывает шелуху суеты, оставляя с воплощенным в музыкальном образе пониманием конечности жизни, ее хрупкости и ценности, Р. Мей в своем исследовании "Мужество творить" заметил:

благодаря творчеству, мы можем преодолеть собственную смерть.

Религия в качестве лекарства от основного страха, предлагает веру в загробную жизнь. Произведение художника продолжает его жизнь после смерти.

Известное полотно Мунка "Крик" выражает эмоцию, вернее, ее образ, точный, емкий. Все гениальное просто. Кстати, мощный, ничем не сдерживаемый крик является прекрасным терапевтическим средством, снимающим стресс.

Этот ряд можно продолжать бесконечно. Многие психологические проблемы иррациональны по сути. Искусство и терапия используют одни инструменты, основанные на переживаниях, которые, в конечном итоге, завершают формирование изменений в системе ценностей, в картине мира, в поведенческих стратегиях, если таковые происходят.

Искусство рождает эмоции, чувства.
Не это ли основная задача клиента психолога: осознание через переживание?

Внутренний конфликт является движущей силой любого произведения. Искусство основано на конфликте, без него нет эмоционального напряжения, будь то картина, музыкальное произведение или игра актера. Собственные переживания могут вызвать резонанс с увиденным или услышанным, вернуть когда-то вытесненное отчаяние, что, возможно, приведет к освобождению подавленной энергии травмы.

В психотерапии успешно используются методы, основанные на творческом самовыражении. Попробуйте нарисовать свой страх или попросить в письме прощения за нанесенную обиду, выразить любым образом то, что вас тревожит. Пусть это не возьмут на выставку или не напечатают в издательстве, но вы увидите образ проблемы, добавив что-то к пониманию себя, что уже наполовину решение. Выраженное вовне освобождает от груза.

Вряд ли найдется абсолютно счастливый писатель, во всяком случае, до получения признания. Разность потенциалов между желаемым и реальностью приводит в движение перо. Лень - движитель прогресса, творчество тоже питается не от позитива.

Своенравным, перегруженным, убористым и дрожащим почерком своей кисти он написал еще свою жизнь, свою любовь, свою веру, свое отчаяние. (Г. Гессе)

Пожалуй, одним из основных мотивов, который руководит творческим человеком в его стремлении к самовыражению, является ощущение одиночества. Желание найти близость через выражение и восприятие. Каждый художник надеется найти родственную душу. И находит.

Восприятие - это тоже творчество. Оно требует некоторых усилий, нужен внутренний культурный слой, чтобы понять язык произведения. Чем сложнее этот язык, тем больше им можно выразить. Множество оттенков мысли передает "великий и могучий", если не владеешь им в достаточной степени, приходится компенсировать жестами, как "людоедка Эллочка" у Ильфа и Петрова, например. Язык массовой культуры понимают все, может быть, поэтому там иногда много банальности и откровенной глупости - культура-то массовая.

Искусство является своеобразным маркером поиска "своего", еще одним способом коммуникации. Художник, зритель или слушатель объединяются в понимании образа. Самый простой способ узнать "своего" - поделиться отношением к произведению. Совпадения растворяют одиночество, рождают в душе теплое чувство похожести, сопричастности. Без такого эмоционального опыта мы были бы значительно беднее во всех смыслах.

Способность взглянуть на себя другими глазами, диссоциация - один из элементов терапии. Хороший фильм или книга позволяют увидеть действительность другими глазами. Я иногда ловлю себя на мысли, что бессознательно пытаюсь быть чуть похожим на понравившегося героя, вольно или невольно повторяя его реакции. Новый опыт, новый взгляд.

Когда-то давно залпом прочитанная повесть Э. Хемингуэя "Старик и море" изменила мое представление о ценности и ценностях человеческой жизни, а фраза из оскароносного фильма "Человек дождя", произнесенная героем Джека Николсона: "Я хотя бы попробовал..." заставила по-новому взглянуть на неудачи.

Настоящее произведение искусства создает атмосферу, которая погружает в другую реальность, обостряя ощущения, формируя иное отношение к чему-то для себя привычному и неизведанному. Это похоже на технику символодрамы, способной вытащить глубоко спрятанное, но от этого не перестающее влиять на реальность, бессознательное.

А Адлер подчеркивал компенсаторную роль искусства. Суть в том, что в искусстве человек компенсирует свои недостатки творческой силой. Она используется как рычаг, позволяющий многократно увеличить усилие воздействия. Сегодня понятно, что это лишь одна из его функций.

Моя коллега, очень хороший психотерапевт, утверждает, что эта работа сродни актерству. В самом деле, как и актеру, психологу необходимо проникнуть в образ клиента, разобраться во внутреннем конфликте сидящего перед ним человека, найти и показать возможный выход. Это своеобразное перевоплощение, вхождение в роль, приглашение к участию, к совместному творчеству. Энергетика специалиста питает мотивацию, показывает преимущества внутренней свободы и ее возможностей для адаптации в различных жизненных ситуациях. Такая вот терапия.

Когда-нибудь человечество научится исцелять психологические проблемы, используя только соответствующие протоколы, которые будет использовать оператор. Такие попытки и сейчас не редкость, но пока без творческого подхода, без харизмы психологу не обойтись.

Я думаю, что искусство дает значительные возможности для развития личности, они под рукой, стоит только взять хорошую книгу или вслушаться в серьезную музыку. Так же, как общество не может перескочить фазы своего развития, человеку не сразу открываются глубокий смысл, заложенный в произведении, но дорогу осилит идущий, и это стоит усилий.

Каждый из нас способен - в этом нет и тени сомнения -
погрузиться в Душу Мира. (П. Коэльо)

Источник

 
Подписка на блог Секреты МАДАМ

Подписаться на новые статьи!

  

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.