Инструкция по подготовке к аттестации
Чем взрослее человек,
тем меньше он становится готовым к каким-либо экзаменам.
Казалось бы, опыта стало больше, есть чем поделиться и заявить о себе. Но волнение, связанное с тем, что предполагается оценка профессиональных и личностных качеств, выражено достаточно ярко.
Причина проста – период, который представлял собой интенсивное обучение с регулярной сдачей зачетов, курсовых, экзаменов, остался в далеком прошлом. А в настоящем – чувствовать себя учеником не очень хочется…
В данном материале будут рассмотрены основные шаги подготовки к аттестации.
Первая часть посвящена тому, как подготовить себя с информационной точки зрения. Во второй части будет разобрана психоэмоциональная составляющая подготовки.
Этап первый.
Изучение нормативной документации.
В организациях, в которых уже не первый год проводится аттестация, есть определенные нормативные документы. В них должно быть подробное описание следующих вопросов:
- Периодичность проведения аттестации.
В компаниях с высоким уровнем корпоративной культуры информирование о том, что регулярно проводится аттестация персонала, происходит еще на собеседовании при приеме на работу.
Если же этот оценочный процесс проходит в организации впервые, то начинать его следует с подробного знакомства с документом, который называется: «Положение об аттестации». - Сроки подготовки и сдачи.
За полтора-два месяца сотрудники должны быть осведомлены о том, когда будет проведена аттестация и в каких направлениях должна быть к ней подготовка. - Аттестационные требования.
Условия и требования разрабатываются в каждой организации свои, исходя из деятельности как компании в целом, так и каждого специалиста в частности.
Обобщить можно лишь то, что предполагается оценка по двум направлениям: профессиональная компетентность и личностные качества.
Уровень профессионализма проверяется посредством выполнения заданий теоретической направленности, а так же присутствуют элементы практики. Важной составляющей должна быть и оценка непосредственного руководителя.
Личностные качества в основном оцениваются тестовыми заданиями психологического характера, либо проводится беседа (интервью, собеседование).
Этап второй.
Подготовка.
Как показывает практика, более серьезно задумываться о подготовке к аттестации люди начинают за 7-10 дней до начала проведения мероприятия. Но они не учитывают некоторые неожиданно возникающие нюансы и обстоятельства.
Не всегда в аттестационные требования входит непосредственно собственный участок работы. Могут быть различного рода законы, положения, которые в практике не использовались, но этими знаниями, как оказалось, нужно владеть.
Предположим, человек запланировал за неделю до аттестации начать готовиться. А в этот период на него в срочном порядке возложена ответственность за выполнение обязанностей коллеги, который по состоянию здоровья взял больничный лист, или забота о приехавшем родственнике и многое другое…
В связи с этим начинать подготовку следует с того времени, когда в руках оказался материал. Как минимум, за один месяц до начала проведения мероприятия. Рассмотрев весь перечень заданий, необходимо распределить в письменном виде сроки и объемы.
Данный процесс у многих людей не активизирован по той причине, что никто не будет проверять, насколько эффективно спланирован этап подготовки.
В детстве тайм-менеджментом занимались родители, в студенчестве – его могло и не быть. Отсюда вывод: пришло время, когда таким серьезным бизнес-инструментом стоит начать овладевать.
В этот период огромная нагрузка ложится на психоэмоциональную сферу. Специалисты, которые узнают о предстоящем мероприятии, переживают целый ряд этапов.
Этап принятия информации.
Для большинства людей новость о предстоящих экзаменах – огромный стресс. Выход из возникшего состояния зависит от особенностей психики человека. Кому-то дано быстро переключиться на подготовку, кто-то чувствует себя превосходно, не зацикливаясь на этой теме, а некоторые говорят о том, что расслабились они только тогда, когда аттестация прошла.
Этап формирования внутреннего настроя.
Принято считать, что человек должен закладывать себе позитивные установки. Если делается это осознанно, то у специалиста есть все шансы на то, чтобы эффективно себя подготовить. Но бывает полярное этому состояние. Оно связано с тем, что человек неосознанно программирует себя на неуспех:
- переживает о том, что предстоит участие в оценочной процедуре;
- испытывает недовольство по поводу аттестационных требований;
- сосредотачивает внимание на том, что могут оценить не по достоинству.
В результате от постоянной выработки гормона стресса эффективность работы левого полушария головного мозга снижается. Как следствие – низкий уровень запоминания и усваивания материала.
Какие установки начать формировать:
Когда человек начинает понимать, что в его руках решение проблемы, то и проблема исчезает.
Умение объективно относится к своим результатам и знать цену своим профессиональным достижениям – важные составляющие в подготовке позитивного эмоционального состояния.
Аттестация, как и все экзамены, которые проходили на жизненном пути, как начнется, так и пройдет. Появится опыт - и тогда уже не страшно будет поучаствовать в ней в следующий раз.
- Отношения мужчины и женщины они такие разные!
- Чувствительные эрогенные зоны у мужчин
- Каких женщин избегают мужчины?
- Как сохранить гармонию в семье
- Какой ценой даются ребенку выступления на публике? (по следам телепередачи «Синяя птица»)
- Жить для себя или всю жизнь положить на этого неблагодарного
- В оковах убеждений: поиски себя и внутренней свободы
- Гештальт-терапевт, кто он и зачем?